После вступления в силу ФЗ от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ, ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».
Указанный закон существенно изменил порядок распоряжения земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
Так, Федеральным законом № 53-ФЗ признан утратившим силу ФЗ от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», а ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» дополнен статьей 3.1., в которой установлены основания отнесения земельных участков к собственности РФ (федеральной собственности), собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований.
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» если имеются основания, предусмотренные указанной выше ст. 3.1. к отнесению земельного участка к той или иной форме публичной собственности, то распоряжение таким земельным участком возможно только после государственной регистрации права собственности соответствующего субъекта права, если федеральными законами не предусмотрено иное.
В остальных случаях земельные участки находятся в неразграниченной государственной собственности, отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, не имеют оснований отнесения их к одной из форм публичной собственности, следовательно, они относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение указанными земельными участками в силу п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» осуществляется следующими органами власти: